Из серии “Крепости северо-западного Причерноморья”.
Крепость Паланка располагалась на высоком коренном плато правого берега Днестра, в районе его впадения в Днестровский лиман, напротив переправы Маяк. Известно несколько вариантов названия этого населенного пункта. Первый: Янык-Хисар, точнее «Яныкхисар Калеси». Второй, более поздний вариант – Eni Palanka (Новая крепость), отмеченная на европейской карте Mer Noire 1724-1729 гг., или Янык-Паланка. Последнее название используется в документах инженера Франсуа Кауффера и кажется более корректным для подобного небольшого типа турецких сооружений.В османских документах первой четверти XVI ст. фигурирует «укрепление» Юргеч-Керман в сельском округе Аккермана, которое может рассматриваться как вероятное раннее название Янык-Паланки.
Сам объект не сохранился, и судить о его виде и конструктивных особенностях можно лишь по двум известным картографическим документам: «Ситуативный план, профиль и вид Паланки» и «Plan topographique de la Fort Palanka sur le Dnestre prise par l’Armie russe le 24 Septbr 1789» («Топографический план крепости Паланка на Днестре»). На планах изображена крепость бастионного типа с оградой простой формы. Прямоугольная в плане, размером (по линии эскарпа) 128×57,5×50 м. Ширина рва – 8,5 м, глубина – 6,5 м. Эскарп и контрэскарп выложены камнем. Основное ограждение состоит из невысокого земляного рва с частоколом. На трех пятиконечных бастионах, расположенных по углам, установлены туры для прикрытия артиллерийских позиций (числом 5, 8 и 9 соответственно). Надвратная башня – квадратная в плане, с двумя ярусами, расположенная в центре западной куртины, обращенная в город. Перед ней через ров перекинут мост. В центре восточной куртины – потерна для эвакуации по склону в Днестр. С трех сторон укрепление защищено оврагами и крутым высоким береговым обрывом. Тальвегом[1] одной из балок шла дорога из переправы Маяк, что превращало крепость в доминирующий контрольный пункт этого участка.
По планировочным и конструктивным особенностям бастионную крепость нельзя датировать периодом ранее первой половины XVIII в. Ей присущи традиции бастионной архитектуры, свойственные данному региону лишь с 1710-х гг. От внешних земляных укреплений отличается каменная башня в северо-восточном углу оборонного комплекса, на возвышающемся мысе над дорогой из днестровской поймы. По виду это наиболее архаический элемент оборонного комплекса, вокруг которого сформировался поздний бастионный фронт. В диаметре башня достигала 10 м, что сравнивается по размерам с северо-западной башней цитадели Белгорода. Высота стен равнялась 7,5 м (или 15 м – к верху крыши). На момент создания плана в башне хранился порох.
В пределах крепостного забора располагалось шесть зданий и два усадебных участки, а также мечеть с деревянной двускатной крышей без минарета. На краю форштадта можно увидеть несколько курганов и «руины старой плотины, которая признана дорогой Траяна».
Э. Челеби 1657 г. эту башню называет “мощной”, сравнивая с “галатской”[2], “с заостренным деревянным верхом”. Важно его упоминание о существовании здесь какой-то средневековой крепости: «В прошлом здесь была как бы большая крепость. Ее построил султан Баязид Вели». О бастионах речи нет, однако отмечен ров и вал с частоколом, построенных в 1616. Ф. Кауффер также уделил внимание Паланке в своем рапорте:«Observations sur la deffense des frontières…» составленном в 1797 г. Французский инженер сетует, что, когда Янык-Паланка («редут», так у автора) имела значение, но «сегодня не может помешать врагу войти в Днестр для транспортировки тяжелой артиллерии». В конце 1790-х гг. «Пост Янык Паланка не нужен. Кроме того, он неудачно расположен и простреливается с [ближайших] высот. К нему легко подойти [незаметно] по дороге, проложенной в низине. Его сдадут прямо от страха перед казаками».
Инженер советует перенести укрепление «на расстояние ружейного выстрела» на запад, то есть подальше от берегового склона и оврагов. Тогда это позволило бы защитникам следить за местностью и простреливать эспланаду по всему периметру укреплений (совет вполне в духе артиллерийской эпохи). “Он оказался бы в очень выгодном положении, контролируя всю местность вокруг на расстоянии пушечного выстрела и даже реку”. Чтобы лишить вероятного противника преимуществ при осаде, Ф. Кауффер предлагает «снести Тепе» вероятно, один из курганов ближайших окрестностей, находившийся на водоразделе. Модернизация Паланки могла бы положительно сказаться на безопасности Бендер и Аккермана. По крайней мере, этот промежуточный форпост еще понадобится для охраны и своевременного предупреждения действий врага, если бы тот задумал переправиться через реку между двумя крепостями, чтобы застать их врасплох». Но пока же, без всех этих изменений «форпост может служить для охраны границы не дальше расстояния ружейного выстрела».
Едва ли не единственный вариант строительной периодизации крепости подготовила современная исследовательница И. В. Карашевич. Она выделяет три этапа ее постройки. Первый связан с именем полулегендарного молдавского пыркэлаба Юргеча, фигурирующего в некоторых источниках 1440-х гг. Автор датирует его серединой – концом XV в. Несколько странное деление, поскольку в 1484 г. эти земли присоединены к Османской империи. Следовательно, появление какого именно укрепления – Юргеча или Баязида II связано с этим периодом – непонятно.
Второй этап: конец XV – середина XVI ст. Крепость «отстраивается снова». На основании сообщения Э. Челеби, И. В. Карашевич говорит о ее разрушении в результате нападения казаков в 1577 – 1584 гг. (в правление Мухаммед Гирея). Это предположение можно считать вполне обоснованным. В это время особенно мощная атака произошла на крепость Бендеры.
Третий этап исследовательница ограничила началом XVII – концом XVIII ст. Но он почему-то растянулся на два столетия, с 1616 г., когда здесь будто бы построена «крепость из камня», и заканчивая некоторыми «строительными работами» 1779 г. Два строительных события почему-то сведены к одному этапу.
Автор пытается «реконструировать» внешний вид этого укрепления в XVII-XVIII вв., что дублирует информацию по развертке фасада на плане 1789 г.
Основную информацию, которую предоставляет картография по оборонному комплекса Паланки, можно свести к следующему тезису. Ранняя по своим конструктивным свойствам каменная башня представляет собой архитектуру до артиллерийского периода. Может быть, она действительно связана с замком Юргеча или строительными инициативами Баязида II. Наружный бастионный фронт с использованием пятиугольных насыпей (типа бендерских или хотинских) представляет поздний период, связанный с началом применения в регионе тяжелой осадной пороховой артиллерии (с 1710 г.).
Из диссертации профессора А.В. Красножон «ЕВОЛЮЦІЯ ДОВГОЧАСНОЇ ФОРТИФІКАЦІЇ ТА ІСТОРИЧНА ТОПОГРАФІЯ МІСТ ПІВНІЧНО-ЗАХІДНОГО ПРИЧОРНОМОР’Я НА ПОЧАТКУ XV – НАПРИКІНЦІ XVIII СТ.» (Эволюция долговременной фортификации и историческая топография городов северо-западного Причерноморья на начало XV- конца XVIII вв). Одесса, 2018 г.
Разд. 3 « Бастионная фортификация Северо-западного Причерноморья в XVIII в.», п.р. 3.6., стр.315-319
Перевод с украинского: Вилков Г.С.
Как считает молдавский историк Марк Ткачук, само название Паланка в этом смысле оказывается более, чем красноречивым. Считается, что в турецкий язык это слово проникло из известного греческого военного термина «фаланга» и стало означать «укрепление», «городище». Из турецкого языка оно перекочевало в Восточную Европу и стало обозначать то же самое в Запорожской Сечи и не только там. В XVI-XVIII вв. по всей Восточной Европе появилось множество самых разнообразных укрепленных пунктов с наименованием «Паланка». Один из самых известных – замок «Паланок» в Мукачево, в Закарпатье.
Более подробно https://ava.md/ru/stati/history/novyy-proekt-marka-tkachuka/
Условные обозначения: 1- полуразрушенная насыпь кургана (?); 2-обозначенные на плане курганы (?). Ветрянные мельницы; 3- руины старой плотины, в прошлом Троянова дорога; 4 – крепость; 5-обозначенный на плане курган (?); 6-насыпь не территории современного кладбища (курган?); а – современные овраги; б-совеременная квартальная сетка с.Паланка; в-территории старых кварталов и садов; д-строения; е-мечети;ж-линия обрыва; 3- старые дороги.
- Линия наименьшего возвышения в пределах долины или водостока
- Башня в Стамбуле, высотой 67 м., которую видно со всех точек центральной части города